Сомневаетесь в необходимости замены шин? Проверьте остаточную глубину протектора. Это ключевой показатель состояния любой резины. Он непосредственно влияет на безопасность и комфорт вождения. В этой статье мы рассмотрим, что такое глубина протектора, от каких факторов она зависит, какие значения считаются допустимыми.
Сначала разберемся с понятиями.
- Протектор шины - это часть колеса, контактирующая с дорогой. Он состоит из ламелей, блоков и канавок, определяющих характеристики шины. За время эксплуатации резина изнашивается и это может стать причиной ДТП. Определить степень износа поможет показатель остаточной глубины.
- Остаточная глубина протектора - это мера износа резины, которая показывает сколько протекторного рисунка осталось. Она измеряется в миллиметрах и регламентируется ПДД. Чем меньше этот показатель, тем хуже сцепление и управляемость, длиннее тормозной путь, особенно в дождь или снег.
У различных типов покрышек отличается глубина протектора.
- Легковые: от 7 до 11 мм. Плоский профиль шоссейного типа для движения по асфальтированному полотну.
- Внедорожные: до 17 мм. Широкий профиль с глубоким, блочным дизайном для езды по бездорожью.
- Грузовые: от 17 до 23 мм. Широкий профиль с жесткими массивными блоками для высокой проходимости на любых покрытиях.
Для легковых авто до 3,5 т максимально допустимая изношенность шин не должна превышать 1,6 мм. Остальные допустимые значения представлены в таблице.
Несоблюдение этих требований грозит штрафом Госавтоинспекции.
Протектор летних и зимних шин
Протектор различается в зависимости от сезона и климатических условий, в которых планируется использовать покрышку. Основное отличие в их конструкции и дизайне.
- Зимние колеса имеют глубокий протектор. Он обеспечивает качественное сцепление и торможение с обледенелым или снежным покрытием. Широкие ламели удаляют снег, лёд и воду из пятна контакта и удерживают машину на скользкой поверхности.
Глубина новых зимних шин варьируется от 9 до 15 мм. У фрикционных моделей этот показатель около 9-11 мм, у колес повышенной проходимости от 12 до 17 мм. Однако, стоит помнить, что это примерные значения и у разных производителей это значение индивидуальное. В категории зимней резины приличный показатель глубины у Nokian Hakkapeliitta 9. Он достигает 8,7 мм. - Летняя резина обладает плоским профилем. Для нее характерны неглубокие ламели. Они способствуют лучшей устойчивости и сцеплению на сухой или мокрой дороге в тёплое время года.
Высота протектора новой летней авторезины обычно составляет от 7,5 до 8,5 мм. Для скоростного режима допускается уменьшение до 5-6 мм. Одной из самых износостойких моделей признана Bridgestone Turanza T005. В зависимости от типоразмера ее предел глубины колеблется от 6,9 –7,2 мм. - Всесезонные покрышки имеют компромиссный рисунок, сочетающий элементы летней и зимней резины. Он предполагает высокие блоки и грунтозацепы, придающие устойчивости на снегу. В то же время, производители разбавляют дизайн плоскими элементами, повышая износостойкость на сухих дорогах в летний период.
Согласно ПДД, минимальный протекторный остаток зимней резины не должен превышать 4 мм, летней 1,6 мм, всесезонной 2-2,5. Однако, эксперты рекомендуют зимой менять покрышки с износом в 6 мм, а летом не менее 3 мм.
Безопасная глубина протектора
Безопасная глубина протектора - это отличное сцепление, минимальный риск аквапланирования, низкая вероятность проколов. Кроме того, это вопрос безопасности водителя, пассажиров и груза.
Для контроля уровня износа шин используется специальный индикатор, расположенный внутри ламелей. Распознать его помогут уникальные обозначения: маркировка TWI, снежинка, логотип компании, цифры. Производители резины размещают индикатор по всей окружности колеса. Когда он стирается до критической отметки, владелец понимает, что необходима замена. Обычно гарантированный срок эксплуатации колес 5-7 лет или 48 тыс.км по трассе.
Изношенность авторезины зависит от следующих факторов:
- Стиль вождения. Агрессивное вождение, резкое ускорение, торможение, повороты - приводят к быстрому износу.
- Качество дорожного покрытия. Ямы, неровности сокращают срок эксплуатации покрышки.
- Местность и техническое состояние автомобиля. Местность с извилистыми дорогами, бездорожьем сокращает срок жизни резины. Неисправность подвески, несоответствующее давление в автошинах, проблемы с балансировкой способствуют неравномерному износу.
- Качество резиновой смеси: покрышки из некачественной резиновой смеси имеют короткий срок службы.
Регулярная проверка минимального остатка важна для поддержания безопасности и производительности транспортного средства.
Как узнать остаточную глубину протектора
Существует несколько способов оценки изношенности протектора.
- Визуальная оценка: Осмотр на видимые признаки износа, такие как уменьшение глубины рисунка, потертость ламелей, наличие трещин.
- Индикатора износа: Данная особенность покрышек значительно облегчает оценку.
- Штангенциркуль, линейка. Приборы позволяют точно измерить минимальный остаток профильного рисунка, полученный результат сравнивается с рекомендуемым минимальным значением.
- Монета. Способ приближенной оценки. Подойдет любая монета, например, 5-рублевого номинала. Ее вставляют в прорезь протектора и оценивают видимость символов в нижней части. Частично видно? Значит высота достаточная, колесо в хорошем состоянии. Цифры видно целиком? Покрышка предельно износилась, ее дальнейшая эксплуатация опасна. Износ бывает неравномерный, поэтому лучше измерить в нескольких местах. Независимо от типа колес (летних, зимних, всесезонных и наличия шипов) использование монеты применимо в любом случае.
Заменить изношенный комплект на новый поможет площадка ВсеКолеса.ру. На сайте представлен богатый каталог предложений магазинов-партнеров. Регулярно обновляемая база товаров и цен содержит всегда актуальную информацию. Полезный функционал сравнения поможет выбрать выгодный вариант.
Июнь, 2023. Автор статьи: Екатерина Зверева